Сценарий тренинга, чтобы настроить педколлектив на работу после самоизоляции и отпуска

05.09.2020

Сценарий тренинга «Как настроиться на учебный год  после выхода из режима самоизоляции и отпуска»

Ход тренинга:

1.  ВВодная чаСть

Старший воспитатель: Добрый день, дорогие коллеги! Наконец мы собрались все вместе. Сегодня мы поговорим о том, как вернуться в рабочий ритм и эффективно начать новый учебный год после выхода из режима самоизоляции и отпуска. За время дистанционной работы мы были вынуждены находиться в бесконечном потоке информации о пандемии коронавируса, меняли свой режим, осваивали виртуальное общение друг с другом, воспитанниками и их родителями. Но наши прежние рабочие задачи никуда не делись. Кроме того, к ним добавились новые задачи, которые нам предстоит решать. Психологические игры и обсуждение помогут нам разобраться в своих эмоциях и настроиться на позитив и продуктивный рабочий режим.

2.  Содержательная чаСть

Активизирующая игра «Барометр» Предварительная работа:

 разделить пол пополам с помощью бумажного скотча;

 закрепить на противоположных стенах листы с крупно написанными словами «Да» и «Нет»;  подготовить вопросы для педагогов.

Старший воспитатель: Мы начнем с психологической разминки – игры «Барометр». Я буду задавать вопросы и прошу каждого из вас на них ответить следующим образом: «да», «нет», «скорее да», «скорее нет», «и да, и нет». Отвечать будем так: вы видите скотч, который разделяет пол пополам, и стены, на одной из которых закреплен лист со словом «Да», на второй – со словом «Нет» (показывает). Я задам первый вопрос, а вы подумайте, что ответить. Если ваш ответ «да», идите к стене со словом «Да». Если ваш ответ «нет» – к стене со словом «Нет». Если ваш ответ «и да, и нет», идите на линию скотча, в середину (показывает). Вы можете выбрать ответ «скорее да» (показывает место между стеной «да» и скотчем) или «скорее нет» (показывает место между стеной «Нет» и скотчем). Если вы захотите прокомментировать свой ответ, я буду рада. Начинаем?

Старший воспитатель задает первый вопрос. Когда педагоги располагаются в помещении в зависимости от их ответов, он обращается к самым активным из них: «Почему вы на этом месте?». Выслушивает их ответы и благодарит. Затем задает второй и последующие 

вопросы, старается вовлечь больше коллег в обсуждение. Количество вопросов можно варьировать. Главное – обеспечить высокую активность всех участников игры.

Старший воспитатель: Благодарю вас за ответы! Сейчас вы услышали немало важных слов. В период самоизоляции всем нам пришлось перестраивать свои рабочие и бытовые привычки, совмещать рабочие и домашние дела в непривычном ритме, справляться с более или менее выраженной тревогой. Многие столкнулись с эмоциональными сложностями и проблемами в семьях, связанными «экспедиционным бешенством». А теперь нам нужно вернуться к работе.

Далее старший воспитатель рассказывает педагогам об «экспедиционном бешенстве».

Старший воспитатель: Это явление описал ученый Конрад Лоренц, который наблюдал за людьми в экспедициях. Из-за вынужденной изоляции в ограниченной по численности группе человек не может канализировать («слить») агрессию никуда, кроме как на участников группы, и ничтожные поводы могут привести к серьезным конфликтам. По мнению некоторых исследователей, экспедиционное бешенство повышается, если от участников изолированной малой группы требуется проявлять единодушие, нет возможности психологически и физически отделиться, поступить по-своему. Из-за того, что мы достаточно долго работали непривычным образом, также могли возникнуть два существенных источника профессионального стресса. Это растренировка в профессиональной деятельности – мы от чего-то отвыкли, потеряли скорость навыка, что-то даже и забыли, и тревога, которая связана с необходимостью ежедневно общаться с множеством людей. Что же делать? Предлагаю выполнить небольшое упражнение.

Арт-терапевтическое упражнение «Освобождение»

Предварительная работа: подготовить альбомные листы, толстые фломастеры или яркие толстые восковые карандаши в большом количестве, ножницы, канцелярские ножи, спички, пепельницу, корзину для бумаги, ведро с водой, воздушные шарики и нитки.

Старший воспитатель: Дорогие коллеги, сейчас я даю каждому из вас по альбомному листу. (Раздает листы.) Вот здесь фломастеры. Я попрошу каждого из вас взять по несколько фломастеров. Вы сможете ими меняться, если кому-то не хватит. (Педагоги берут фломастеры.) Теперь у каждого есть лист бумаги и фломастеры. Сейчас сделайте так: положите ладонь в центр листа. Вы видите, часть листа теперь закрыта ладонью. Можете обвести ладонь или просто запомнить, сколько места на листе она занимает. (Дает время обвести ладони.) Вот эти места, которые были закрыты вашими ладонями, пока оставим пустыми. А на оставшихся местах на листе прошу вас написать/нарисовать все то плохое, что вы испытали с начала пандемии и летом. Тревогу, страх, обиду, ссоры, переживания, трудности. Вы можете писать словами, рисовать, ставить какие-то символы. Не бойтесь проявить эмоции. Отправляйте их в лист! Если есть вопросы, я отвечу.

Старший воспитатель отвечает на вопросы, дает 5–10 минут на выполнение.

Старший воспитатель: Сейчас пространство на ваших листах занято тем негативом, который у вас накопился. А в середине листа у вас осталось пустое пространство, которое было под вашими ладонями. Никто не увидит, что вы напишете на этой части листа. Задание такое: напишите на незарисованной части листа то, что было сложнее всего для вас, то, что больше всего вас ранило или пугало. Вы можете никому не показывать свои рисунки. (Дает время написать или нарисовать.) Готово? Тогда давайте освободимся символически от всего этого негатива. Любым образом уничтожьте свои листы. Можно их порвать, порезать ножницами или ножом, утопить в ведре с водой. Можно сжечь, вот пепельница и спички. Можно порвать, засунуть в воздушный шарик и опустить в «небо». Готовы? (Дает время расправиться с листами.) А теперь давайте еще усилим наше освобождение от негатива. Встаньте и упритесь ногами в пол так, чтобы хорошо чувствовать опору. Можно разуться, если хотите. А теперь поднимем головы и руки как можно выше к потолку. Потянемся вверх руками. Мы сбросили негатив и пойдем дальше.

Педагоги тянутся руками к потолку и возвращаются на свои места.

Старший воспитатель: Психолог Людмила Петрановская высказывалась о сложностях самоизоляции так: «Самоизоляция – не момент для личностного роста, самая важная задача в этот период – максимально сохранять в ресурсном состоянии всех тех, кто способен работать, всех “добытчиков” в семье». У каждого из нас есть какой-то запас психологических ресурсов – источников нашей силы, уверенности в способности справиться, нашего хорошего настроения. Бывает, что наши ресурсы на исходе. Тогда мы чувствуем себя пустыми, без сил, нам нечего отдать наружу, кроме раздражения, трансляции усталости или слабости, и даже в простейших ситуациях мы не можем за себя постоять. Ресурсы личности можно возобновлять. Если мы «на ресурсе», мы получаем удовольствие от жизни, настроены на результат, реалистично видим трудности и делаем правильные шаги, чтобы их преодолеть. Некоторые психотерапевты говорят, что невозможно быть одновременно взрослым и несчастным длительно. Взрослый человек может управлять пополнением ресурсов, может улучшать способы, которыми он контактирует с миром, людьми и с самим собой.

Игра «Я смогу»

Предварительная работа: подготовить шесть листов А4 и шесть ручек, а также доску или лист ватмана и маркер.

Старший воспитатель: Сейчас я предлагаю вам игру, которая поможет увидеть возможность, как пополнять свои ресурсы и оптимизировать контакты с миром и собой. Я попрошу вас разделиться на шесть команд. Каждая команда получит задание. Задания одного типа: я даю краткое описание какого-то дня из жизни. Ваша задача – описать условия, при которых в этот день все получится. Вы будете полны сил, наполнены ресурсами. Вы все сможете. Понятно ли задание?

Если у педагогов есть вопросы, старший воспитатель отвечает, а затем раздает  описание ситуаций. На обсуждение и выполнение коллажей – 10–15 минут.

Старший воспитатель: Попрошу представителя каждой команды показать, что у вас получилось. Хочу такой сайт

Представители команд выступают. Ключевые идеи о том, что наполняет педагогов силами, старший воспитатель выписывает на доску или лист ватмана. Например: полноценный сон, завтрак по вкусу, личное время с утра, доброжелательный диалог, заинтересованные родите-

ли, поддержка близких и коллег, чувство юмора, вера в Бога, досуг, переключение внимания.

Мини-лекция «Рекомендации, как выйти из режима самоизоляции»

Старший воспитатель: Мы говорили с вами о том, что помогает нам «зарядиться», быть готовыми к активному дню. Чтобы перейти к продуктивной работе, предлагаю следовать рекомендациям. Во-первых, действуйте постепенно. Не берите на себя много задач сразу. Но старайтесь сохранить те плюсы, которые вы нашли для себя в самоизоляции. Например, обратите внимание на режим питания и прогулок. Вторая рекомендация – восстановите рабочие контакты. Предлагаю не просто здороваться с коллегами, а вспомнить тех, с кем по делу или для удовольствия много взаимодействовали на работе, обсудить совместные планы, поделиться эмоциями. Третья рекомендация – внимание к личным границам в семье. Свои границы и границы другого должны быть неприкосновенны. Есть важное правило психологического здоровья – осуществлять надо самоконтроль, а не контроль за кем-то. Давайте стремиться к этому. Наконец, чтобы справиться с тревогой, негативными эмоциями, очень важно уметь вернуться в настоящее, понять, что мы можем сделать здесь и сейчас. Вместо того чтобы сидеть и бояться, не заразят ли меня, лучше понять, что я могу сделать для своего здоровья прямо сейчас, чем я могу управлять. А теперь перейдем к последнему упражнению на сегодня.

Игра «Мое решение» Предварительная работа:

 подготовить листы бумаги с изображениями медицинских масок – по количеству в 4 раза больше, чем число участников тренинга. Если нет возможности распечатать такое количество листков, используйте большую пачку обычных салфеток;  обеспечить рассадку участников по кругу.

Старший воспитатель: У меня в руках пачка листочков. Возьмите себе по несколько листочков, кто сколько хочет. (Педагоги берут листочки.) Задача такая: скажите столько своих решений, связанных с вирусом и началом нового учебного года, сколько листочков вы взяли. Чтото, что вас защитит, обеспечит заботу о себе, поддержит вас. С вашего разрешения я начну.

Старший воспитатель озвучивает два-три каких-то своих решения. Например: 

Я приняла решение не игнорировать симптомы простуды, на которые раньше не обращала внимание. Я решила, что буду обращать больше внимания на то, даю

ли я себе спокойно пообедать, пройтись, потому что это заряжает меня силами.

Участники по очереди говорят свои решения. Если возникают трудности,  старший воспитатель задает наводящие вопросы.

Наводящие вопросы

 Есть что-то, что вы могли бы делать для себя?

 Вы приняли какие-то решения о своем образе жизни, труде и отдыхе, здоровье?

 Как общаться с людьми и не бояться?

 Вы можете что-то сделать, чтобы справляться с тревогой?

 Вы будете придерживаться какой-то привычки, которую приобрели за время изоляции?

3. ЗаКлючительная чаСть

Рефлексия

Старший воспитатель: А теперь давайте обсудим наши чувства и мысли. Скажите, что вы чувствуете и думаете, каков ваш настрой? (Выслушивает ответы, задает наводящие вопросы.) Вопросы для рефлексии

 Для вас начало этого года сложнее, чем предыдущие?

 Какую роль играет эмоциональный настрой и как мы можем на него влиять?

 Это не первый вирус, есть и гораздо более опасные, как мы справлялись тогда?

 Что мы готовы транслировать детям и их родителям?

 Что мы готовы делать для себя?

Старший воспитатель: Благодарю всех и желаю благополучного и спокойного рабочего года!

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(8722) 2-69-38

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».