Редакция от 1 янв 2016
Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее – Порядок), утв. приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 , определено, что аттестация в целях установления первой или высшей квалификационной категории проводится по желанию педагогических работников на основании их заявлений , в которых указываются квалификационная категория и должность (должности), по которым они желают пройти аттестацию.
Работник подает заявление непосредственно в аттестационную комиссию либо направляет в ее адрес по почте письмом с уведомлением о вручении или по Интернету в форме электронного документа с уведомлением о получении (п. 27 Порядка). При этом согласовывать заявление с работодателем не требуется.
Следует отметить, что Порядком не предусматривается каких-либо оснований, по которым педагогическим работникам может быть отказано в приеме заявления о прохождении аттестации для установления квалификационной категории, кроме предусмотренных пп. 30 и 43 случаев:
1) если педагогический работник обращается за установлением высшей квалификационной категории впервые, не имея первой квалификационной категории ;
2) если обращение за установлением высшей квалификационной категории следует ранее, чем через два года после установления первой квалификационной категории;
3) если обращение за установлением первой либо высшей квалификационной категории следует до истечения одного года со дня принятия аттестационной комиссией решения об отказе в установлении квалификационной категории.
К примеру, педагогическому работнику не может быть отказано в приеме заявления и в определении срока проведения аттестации по причине:
1) несовпадения высшего или среднего профессионального образования педагогического работника с направлением подготовки, предъявляемым к должности квалификационной характеристикой (профессиональным стандартом);
2) истечения срока действия квалификационной категории (первой или высшей) на день подачи заявления;
3) нахождения работника в отпуске по уходу за ребенком, не достигшим возраста трех лет;
4) наличия перерыва в педагогической деятельности работника;
5) незначительной продолжительности работы в организации по новому месту работы;
6) не использования педагогическим работником права раз в три года проходить подготовку и дополнительное профессиональное образование в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В последнем случае следует учитывать, что в соответствии со ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяется работодателем. Формы дополнительного профессионального образования работников также определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. В соответствии со ст. 197 ТК РФ право на подготовку и дополнительное профессиональное образование реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем, в котором также определяются гарантии и компенсации, установленные ст. 187 ТК РФ.