Редакция от 1 янв 2016
Согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.
Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ч. 4 ст. 49 Федерального закона № 273-ФЗ).
В соответствии с п. 36 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 (далее – Порядок аттестации), первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
Например, в соответствии с письмом Минобрнауки России от 3 августа 2015 г. № НТ-872/08 в целях установления квалификационной категории в рамках критериев, предусмотренных п. 36 Порядка аттестации, можно учитывать достижения в работе с детьми из социально неблагополучных семей (например, положительную динамику вовлечения детей из таких семей в кружковую и секционную деятельность или реализацию методического наставничества над соответствующими педагогическими работниками).
В соответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 5 августа 2013 г. № 08-1030 "О стимулировании педагогических работников, работающих с детьми и молодежью, проявляющим выдающиеся способности" при проведении аттестации педагогических работников, воспитанники которых стали победителями и призерами во всероссийской олимпиаде школьников, международных предметных олимпиадах, творческих и интеллектуальных конкурсах, спортивных соревнованиях, рекомендуется учитывать данные сведения, как результаты их работы с обучающимися, проявившими выдающиеся способности.
Согласно Порядку аттестации прохождение аттестации на соответствие занимаемой должности перед аттестацией на первую квалификационную категорию не предусмотрено.
Таким образом, перед аттестацией на первую квалификационную категорию педагогическим работникам не нужно проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности.